БЛОГ

Здесь уютно…

Тревожность

В последнее время все чаще и чаще за помощью обращаются люди, испытывающие постоянное чувство тревоги, беспокойство, неосознаваемый страх.

Тревожность

Ранее считалось, что тревога является низким уровнем страха. Современные исследования в области психологии показали, что между страхом и тревогой (беспокойством) есть разница.

Человек испытывает страх к чему-то конкретному и предполагает, что это что-то опасно и несет угрозу его благополучию. Он не знает наверняка, что произойдет. В отличие от эмоции страдания, когда важные потребности блокируются в текущем моменте, при страхе есть прогноз неблагоприятности. Страх мощная эмоция. В головном мозге возникает напряжение, активность и импульсивность, оказывающие влияние на восприятие, внимание, понимание, мышление и поведение, часто приводя к неадекватным реакциям. Сильный страх способствует лишь одному типу поведения – избеганию, в форме бегства (прямого бегства от опасности или бегства за помощью) или замирания («оцепенел от страха», «леденящий ужас»).

Часть страхов у нас являются врожденными, они выполняют функции защиты организма. Высота, боль, быстрое приближение объекта, неожиданное изменение стимула, одиночество, незнакомый объект естественным образом запускают эмоцию страха и уберегают от опасностей. Другие страхи мы приобретаем в результате личного опыта или в процессе социально-культурного развития. И здесь схема воспитания ребенка играет значительную роль. Когда родители не сводят ощущения страха к минимуму (а могут, наоборот, использовать запугивание как основной метод воспитания), когда отсутствует компенсация страха (родители не стараются разъяснить ситуацию, восстановить близкие отношения), когда родители считают, что страх не вреден, когда ребенка не учат переносить свой страх (либо учат преодолевать страх, но при этом используют чувство стыда), когда ребенка не обучают противодействовать источникам страха, когда родители не обращают внимание на признаки страха у ребенка, тогда воспитание способствует развитию страхов.

Учитывать страх — полезно и правильно, а вот руководствоваться им — узко и неконструктивно.

Исследования в области нейрофизиологии подтвердили разность в функционировании головного мозга и нервной системы при страхе и тревожности. Страх является основным, но не единственным компонентом тревожности. Тревога состоит из страха, как доминирующей эмоции, и из взаимодействия страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно с такими, как страдание, гнев, стыд, вина и интерес. С тревогой можно и нужно работать, поскольку подобное состояние ограничивает репертуар поведения и ухудшает качество жизни.

Алгоритм работы с тревогой следующий:

  1. Разобраться, что таится под тревожностью. «Расчленить» тревогу и осознать, какие компоненты (эмоции, чувства) она включает.
  2. Выявить сам страх, оценить его на предмет реальности угрозы.
  3. Прорабатывать каждую эмоцию отдельно.

Следует сказать и о беспокойстве, возникающем из вопросов о существовании, бытие (экзистенциальные вопросы). Таких вопросов четыре. Могу ли я быть в этом мире? (жизнь или смерть). Нравится ли мне жить? (свобода и ответственность). Имею ли я право быть собой? (одиночество или общение). Для чего я живу? (наполненность или пустота). Эти вопросы человек задает себе в течении жизни, и в определенные моменты могут возникать напряжение, беспокойство. Но если при размышлении над этими вопросами возникает тревожность или страх, это сигнал о необходимости обращения за психологической поддержкой.

Избавиться от тревоги самостоятельно не так-то просто. Для этого нужно уметь быть в состоянии метапозиции и наблюдать за своими эмоциями и чувствами со стороны. Но снизить уровень тревожности возможно. Я записала для Вас аудиосеанс. Вы можете использовать его как один из инструментов для снижения уровня тревожности. Слушайте на благо!

Снижение тревожности

Ваш психолог, Лариса Артамонова

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x