Здравствуйте!
Сегодня расскажу немного об использовании метафоры в психологическом консультировании и, в частности, в эриксоновском гипнозе.
Словарь литературоведческих терминов так определяет значение термина: «Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются».
Метафора позволяет предложить идею в обход сознательного контроля. Человеку рассказывается история — и это история не про него и не про его проблему, ее можно спокойно слушать и не выставлять защиты.
Но в этой истории есть смыслы, которые относятся к нему и его вопросу. И эти смыслы запускают ассоциативные цепочки, и начинается внутренняя работа…и через какое-то время эта работа приведет к результату: приходит решение, или человек начинает продвигаться в том направлении, которое раньше считал для себя невозможным или недоступным. Метафора позволяет подсказывать решение.
Очень важно то, что когда это решение приходит — оно приходит изнутри; это свое решение, а не навязанное кем-то извне.
Метафора всегда многозначна, в ней гораздо больше смыслов, чем в нее вкладывает терапевт. И человек вычерпывает из нее те смыслы, которые ему сейчас необходимы.
Есть метафоры, которые годятся абсолютно для всех симптомов и проблем. К таковым относятся и метафоры раннего научения.
Эти метафоры способны активизировать ресурсы, наработанные самим человеком в процессе его жизнедеятельности, в процессе его обучения. И этот опыт успешного обучения можно и нужно использовать.
Сегодня я предлагаю Вам аудиосеанс с использованием метафоры раннего научения.
Слушайте на благо!
Понравилась статья? Поделитесь!