БЛОГ

Здесь уютно…

В условиях современной реальности, когда информационные потоки поступают с огромной скоростью и интенсивностью, многие люди оказываются перегруженными информацией и требованиями социума об отдаче все большего количества сил и времени. Люди находятся в постоянно напряженном сжатом состоянии, в котором доступ к позитивным эмоциям заблокирован, поскольку в таком состоянии происходит продавливание эмоционально-чувственной сферы ниже «нулевой» отметки. Люди настолько смещаются в поле негативных эмоций, что позитивные эмоции начинают казаться иллюзорными, не существующими.

Пожалуй, самой удачной метафорой будет пружина. Под воздействием стрессов, вытесненных переживаний, травмирующих ситуаций человек, как пружина, сжимается и «проседает», страдает как психика, так и физическое тело.

Почему негативные эмоции накапливаются

Уже в первую стадию стресса могут наблюдаться негативные последствия избыточности мобилизационных процессов организма. Так, гиперсекреция глюкокортикоидов может приводить к артериальной гипертензии, нарушению коронарного кровообращения и возникновению микроинфарктов в сердечной мышце, появлению аритмий. Нарушается регенерация эпителия слизистой оболочки желудка, что приводит к её ишемии и одновременно повышает секрецию соляной кислоты. Все эти факторы способствуют возникновению множественных язв (так называемых стрессорных язв) в пищеварительном тракте. Высокий уровень глюкокортикоидов угнетает иммунную систему, что приводит к инволюции тимуса, атрофии лимфоидной ткани и развитию вторичного стрессорного иммунодефицита.

О некоторых последствиях стресса и постоянного напряжения я писала в статье «Синдром хронической усталости. Как избавиться?».

О психологических травмах и их последствиях можно прочесть в статье.

Сжатие пружины происходит постепенно, с самого детства. Кому-то довелось пережить травмы потерь, насилия, жестокого обращения совсем рано. Почти всем нам говорилось: «Не хнычь. Не распускай нюни. Хорошие девочки так себя не ведут» и т. д. Нас учили эмоции прятать, не выпускать, не проявлять свою природу, а постепенно превращаться в подобие биороботов. Затем свою лепту в процесс сжатия пружины вносит существующая программа обучения в школе.

Ряд исследований так называемого «школьного стресса», показали, что:

  • стресс способен повлечь за собой нарушение межполушарного взаимодействия, что является причиной забывания материала на экзаменах и других проверках;
  • Постоянное воздействие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредоточивается в основном в правом полушарии и стволе мозга, в симпатической нервной системе. Остальные области мозга, особенно лобная доля левого полушария, могут быть частично блокированы.
  • Хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка. Во время стресса развитие и миелинизация нервных путей происходят только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в лимбической системе и неокортексе ограничивается.
  • Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно гиппокампа лимбической системы, непосредственно участвующего в обучении и запоминании.
  • В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия максимально увеличивается. Движение глаз ребенка является значимым фактором развития. Если слежение глазами за пальцем происходит скачками и вызывает боль, то такой ребенок обязательно будет испытывать трудности во время чтения и понимания прочитанного (К. Ханнафорд).
  • Информационные и эмоциональные стрессы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и камбало-видной мышц, выпрямлению и отведению колен назад. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц. Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность.

Что делать с накопившимся эмоциональным и физическим напряжением

Как вернуть пружину в прежнее упругое, подвижное состояние? Из физики нам известно, что можно:

  1. Снизить давление на пружину (она слегка расправится);
  2. Растянуть механическим способом (может потерять свою упругость);
  3. Сжать еще сильнее и затем отпустить (пружина отскочит и примет свое первоначальное состояние)

Получается, самым эффективным способом является сжатие и последующее отпускание.

Сжатая пружина

В отношении снятия напряжения в теле прекрасно зарекомендовала себя Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону. В ходе выполнения этих упражнений происходит чередование состояния напряжения и расслабления отдельных групп мышц. После интенсивного напряжения любая мышца стремится к расслаблению. С наступлением физического расслабления в организме происходят процессы, ведущие к нервному расслаблению и успокоению.

С негативными неотреагированными эмоциями и вытесненными чувствами эффективно провести работу по такому же принципу: бережно коснуться негативных переживаний, разблокировать их, перепрожить и отпустить. Сопровождение и поддержка человека в этом процессе — это основная моя задача, как психолога.

В результате такой совместной работы и наступает обнуление, освобождение, расчистка пространства для наполнения приятными позитивными чувствами и эмоциями.

С уважением, Лариса Артамонова

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x